В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Профориентационный проект помог школьникам с особенностями развития поступить в учреждения СПО
Фото: Денис Гордийко
В столице Татарстана 12 школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) стали студентами профессиональных образовательных учреждений города. Это стало возможным благодаря реализации профориентационного проекта «РАС для РАС» («Рациональный алгоритм самоопределения для подростков с РАС»), который помог ребятам осознанно выбрать будущую профессию и подготовиться к поступлению.
Проект «РАС для РАС» стартовал в декабре 2024 года с целью помочь школьникам девятых классов с РАС определиться с профессиональным путем и успешно интегрироваться в систему среднего профессионального образования. Проект реализовывался на гранты раиса РТ.
В рамках проекта 21 педагог из 16 казанских школ, лицеев и гимназий прошел специальное обучение по профориентационной работе с детьми с различными ментальными особенностями.
Курс повышения квалификации объемом 144 часа, организованный на базе Городского центра образования (учредитель УВО «Университет управления «ТИСБИ»), позволил учителям получить необходимые знания и практические кейсы для проведения профориентации.
В течение года для 38 школьников с РАС организовывались мастер-классы, профориентационные пробы, мотивационные встречи и другие мероприятия, способствующие погружению в мир профессий и развитию необходимых навыков.
Учитель географии школы №156 Советского района Анна Зотик – один из педагогов, который прошел обучение – подчеркнула значимость проекта: «Выбор будущей профессии играет важную роль в жизни школьника, поскольку определяет будущее направление развития, карьерные возможности и личное удовлетворение от работы. Именно здесь большую поддержку оказывают такие проекты, как «РАС для РАС». Он помогает раскрыть таланты «особенных» ребят, поддержать их в поиске своего профессионального пути».
Так благодаря проекту 12 ребят поступили в Казанский кооперативный техникум, колледж КИУ, Политехнический колледж, колледж ТИСБИ, Открытый колледж бизнеса и информатики, а также Международный колледж сервиса. Там они осваивают такие профессии как юрист, экономист, бухгалтер, работник торговли, программист, сварщик, повар и кондитер. Остальные 26 учеников решили продолжить обучение в школе до 11 класса.
Один из участников проекта – 16-летний Егор Кононенко. Он поступил в колледж Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова на логиста с углубленным изучением английского и китайского языков.
У Егора диагностирован синдром Аспергера – форма аутизма, при которой человек испытывает трудности в общении, но обладает развитым интеллектом и речью. Егор свободно говорит на украинском и английском языках, а также самостоятельно изучает иврит и китайский. Помимо этого, Егор интересуется политикой, географией, историей и вокалом. По словам мамы Егора, первые дни учебы в колледже прошли хорошо: он уже успел подружиться с однокурсниками и научился самостоятельно возвращаться домой.
До поступления в колледж Егор учился в школе №156 Советского района Казани. Он активно участвовал в различных конкурсах: занял два первых места в региональном этапе национального чемпионата по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»-2025 в компетенциях «Переводчик» и «Мультимедийная журналистика».
На отборочном этапе национального чемпионата УФО/ПФО в Уфе Егор завоевал третье место в номинации «Переводчик» (школьники).
Несмотря на то, что проект «РАС для РАС» не будет продолжен в этом году, накопленный опыт педагогов, работавших с ребятами, будет внедрен в других школах для поддержки подростков с РАС и другими ментальными нарушениями на пути к успешной профессиональной самореализации.