В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Путешественник из столицы РТ Александр Локалов рассказал корреспонденту KZN.RU о поездке через всю страну – от идеи до ее реализации
Завтра, 27 сентября, в Казани «Ночной велофест» ознаменует завершение велосезона, спортсмены-любители проедут 18 км по улицам города. Для казанских велопутешественников Александра Локалова и Валерия Сморчкова сезон завершился грандиозным событием: за 52 дня они проехали на велосипедах 4,2 тысячи километров по Великому шелковому пути – из столицы Татарстана в Стамбул. Их путь охватил около сотни городов, подарив незабываемые моменты: рассвет в астраханской пустыне, дикие морские пляжи, ночевка у подножия Казбека. О внутренних изменениях, преодолении себя и ярких впечатлениях от этого путешествия корреспонденту KZN.RU рассказал Александр Локалов – начальник отдела учреждений молодежной политики и социальных программ комитета по делам детей и молодежи Казани.
Фото: Личный архив Александра Локалова
Как зародилась идея о путешествии на велосипеде? Это была мечта или спонтанное решение?
Впервые мне пришла идея о путешествии на велосипеде по России, когда я был в армии. Сам я родом из Владимира, но учился в Казани. Сначала на спортивного менеджера, а потом на спортивного психолога в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. Ни работы, ни жилья у меня не было, соответственно и никаких ограничений.
После демобилизации я встретился со своим преподавателем, доцентом кафедры сервиса и туризма Поволжского университета Валерием Юрьевичем Сморчковым. Я знал о его большом опыте в велотуризме, поэтому и предложил его поехать вместе в Стамбул. Изначально у нас не было четкого плана, лишь конечная точка. Постепенно начали появляться различные точки на карте. Так мы связали наше путешествие с темой Великого шелкового пути.
А у вас были до этого хотя бы маленький опыт в велопутешествиях?
До этого не особо катался на велосипеде, больше бегал. Поэтому за две недели до старта у меня не было ни двухколесного друга, ни загранпаспорта. Но мне удалось быстро найти алюминиевый велосипед по хорошей цене, потом его мастер адаптировал под длительное путешествие. Заграничный паспорт – отдельная история. Было множество проблем с оформлением и отказами, но мне удалось его получить в последний момент.
Перед стартом были мысли отказаться от путешествия?
Честно говоря, до 31 мая, пока новость не вышла в СМИ, я постоянно думал отказаться. Все время спрашивал себя: «Я что, правда еду?» Но после поездки мои ощущения изменились. Сначала казалось, это нереально, а потом я понял: нет ничего сверхъестественного, просто садишься на велосипед и едешь.
Уже во время путешествия были моменты, когда хотелось все бросить? Что помогало двигаться дальше?
Мысли бросить все не покидали меня ежедневно, вплоть до экватора поездки. В начале пути физические нагрузки вызывали серьезные эмоциональные трудности. Иногда возникал вопрос: «А зачем мне это?». Смотрел вечерами снятые за день видео и это давало мне мощный эмоциональный подъем.
Когда силы иссякали, помогали простые вещи: плотно поесть, отдохнуть, отвлечься. Еще здорово выручала техника заземления, которой пользуются спортсмены. Суть проста: заметить пять предметов вокруг, послушать четыре разных звука, почувствовать три запаха и потрогать два предмета. Это моментально успокаивает и возвращает в настоящий момент. Так я научился полностью погружаться в момент, даже при сильной физической усталости.
Но самое сложное испытание ждало нас, когда мы подхватили вирус. Два дня нас сильно лихорадило. Мы теряли по 3-4 тысячи килокалорий в день, а потребляли всего около 500 за прием пищи. Организм был настолько истощен, что мы уже не могли есть, но продолжали терять вес. Именно тогда я впервые сказал Юрьевичу, что больше не смогу.
Но вы все же продолжили путь?
Разговор состоялся утром, когда мы готовились пересечь границу и штурмовать один из самых сложных участков пути – Верхний Ларс (прим.ред – село в Республике Северная Осетия). Мы обсудили все риски, и по логике вещей, должны были завершить путешествие. Но наш характер, подкрепленный мотивацией, взял верх. Мы просто решили попробовать. Не геройствовали, а спокойно ехали дальше.
Какое расстояние в общей сложности вы проехали на велосипеде?
Наше путешествие длилось 52 дня: мы проехали 4242 км через Россию, Грузию и Турцию. Юрьич был ответственным за маршрут, а я просто ехал и наблюдал – и за ним, и за собственными ощущениями. Наши подходы к дороге отличались: он больше созерцал, тогда как я находил удовольствие в самом преодолении расстояний. Как-то Юрьич сказал «Ветер красивый», я совершенно не мог понять, что он имеет в виду.
Где вы делали остановки? Какие были ощущения после долгого пути?
У нас не было определенных мест для остановок. В Грузии мы не задерживались долго, так как у нас была остановка под Владикавказом, и нам пришлось срезать путь. Зато мы проехали почти всю Турцию, а это примерно семь регионов. Думаю, в общей сложности мы проехали сотню городов, изучая, как живут люди в разных местах.
Эта поездка получилась про людей, а не про места. Точки на карте сами по себе ничего не значат без той атмосферы, которую создают люди. Например, когда мы посетили древнее городище Укек в Саратове, где когда-то жили татаро-монголы, нас очень тепло встретили местные археологи. Они показали нам свой лагерь и рассказали о находках.
Также прекрасно нас встретили в Тольятти. Мы опоздали на паром в другой город, но местные рыбаки помогли нам. Они отвезли нас на пикапе к другу, где нас ждала баня. А париться я обожаю. Именно поэтому мы не могли проехать мимо Тифлисских серных бань в Грузии, о которых писали Пушкин и Дюма.
Как вы пересекали границу? Удивлялись вам ли на таможне?
Где бы мы ни были, нам абсолютно все удивлялись. Они не понимали, как такое возможно и крутили пальцем у виска (смеется). Пограничники вообще ничего не спрашивали, они считали нас сумасшедшими.
Какие эмоции вы испытали, когда приехали в Стамбул? Что вы делали после прибытия?
Приехали в Стамбул, а там суета: толпы туристов, машин, все куда-то бегут. Я так и не смог полностью прочувствовать магию момента, хотя очень этого хотел.
В Стамбуле мы провели один полноценный день. Нашей главной задачей было купить велокоробки для перелета домой, поэтому сначала мы пошли на Гранд-базар. Дальше упаковали свои велосипеды и поехали смотреть Галатскую башню, побродили по кишащим кошками улочкам и вернулись в отель отдыхать.
На следующий день был запланирован полет домой на самолете. Денег на билет у меня не было. Я везде говорил, что для меня эта поездка в один конец. Но Юрьич открыл донатный сбор, который полностью компенсировал нам обратные билеты. Копейка в копейку.
После велопутешествия какие изменения вы заметили в себе?
Работа была титанической. Физически сложно, но психологически еще сложнее. Так что это действительно колоссальная трансформация. Ведь ты остаешься наедине с собой, в условиях, которых ранее не был.
Еще после путешествия с принял себя таким какой я есть. Я холерик, хотя раньше считал себя сангвиником.
Я сам заметил, как чувствовал себя лучше, когда на месяц отключился от коротких вертикальных видео и социальных медиа. Сегодняшнее клиповое мышление и влияние социальных сетей создают ложное представление о жизни, заставляя нас сравнивать себя с другими. Люди потеряли магию пути, стремясь к мгновенным достижениям, забывая о ценности самого процесса. Чтобы понять себя и свои желания, нужно быть готовым пройти долгий путь и работать над собой.
Также оказалось, что у меня четко выражены периоды активности: утром с 10:00 до 12:00 и вечером с 16:00 до 19:00. Все остальное время лучше отдыхать, иначе толку никакого не будет.
Что осталось после поездки, кроме воспоминаний, разумеется?
Во время путешествия я сделал кучу диктофонных записей, чтобы позже написать книгу об этом путешествии. Изначально хотел вести дневники и делать видеоитоги каждого дня, но это оказалось сложнее, чем я ожидал. Потребовалась уйма творчества и усилий, а после длительных заездов их не было.
Но зато мой Telegram-канал получился необычным. Сначала думал сделать классический влог, но смартфон постоянно разряжался. И я решил показывать атмосферу и настроение дня – записывать мысли сразу после пробуждения, подбирал музыку, соответствующую моему состоянию. Короткие видео я монтировал сам, потому что хотел точно передать свои ощущения. Часто просыпался с мелодией в голове и под нее снимал весь материал.
Проблемы были связаны с техническими ограничениями смартфона: некоторые моменты удавалось снять на видео лишь с десятого раза, теряя изначально весь запал. Но все же старался находить силы и доводить начатое до конца.
Помимо Telegram-канала, мы планируем снять документальный фильм. За съемку отвечал Юрьич, который практически жил с камерой в руках. У нас накопилось огромное количество материала, хотя пару флеш-накопителей с первыми днями пути оказались повреждены. Фильм будет сосредоточен на нашей внутренней трансформации и развитии.
Вы бы посоветовали другим такое путешествие? На велосипеде.
Я бы советовал вообще каждому испытать чувство безграничной свободы, которое дарит велосипед. В отличие от самолета, который следует строго по определенному маршруту, на велосипеде ты сам выбираешь свой путь. Захотел – остановился для фото, проехал немного дальше – снова встал, чтобы насладиться видом. Мы встретили рассвет в астраханской пустыне, посмотрели на море с необычной стороны, где туристы не бывают, и даже переночевали у подножия Казбека. Это действительно замечательный опыт, который стоит попробовать каждому.
На протяжении всего интервью мы игнорировали самый главный вопрос. В чем была цель вашего путешествия?
Нам было важно показать, что можно быть активным, сделав всего один шаг. Он может быть сложным, но он важен. Не ждите идеальных условий – денег, опыта или специальной экипировки. Просто начните прямо сейчас. Часто то, что мы ищем, оказывается рядом, но мы не замечаем этого, гонясь за внешними целями. Счастье не свалится на нас с неба, его нужно заслужить усилиями.
Карина Хузеева